16:44 

Я с тобой. Теория и практика.

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
S4E2 выбил мне предохранители. (Недо)объясняю, как и почему. Если увидите совсем уж ерунду какую-нибудь, то это я почти не сплю уже три дня.



Disclaimer: Текст не оценивает, не оправдывает, не романтизирует.




Эффективное кино говорит со зрителем, даже ничего не говоря. Помимо сознательно считываемой и, следовательно, процеживаемой через фильтр критического мышления информации, там - уровни и уровни внеязыкового, которое загружается Моффатом внутрь напрямую, мимо логики, мимо (пред)убеждений, мимо любого нашего знания о мире и самих себе. А иногда - в прямое противоречие очевидному.

Язык - вторая сигнальная система. Слово - сигнал о сигнале. В отсутствие же слова от сигнала нас не отгораживает ничего. Воспринятое всплывает на осознанную поверхность в виде чувств, ощущений, интуитивного знания. Они, в свою очередь, проявляются, как фотоплёнка, во второй сигнальной. Позже.

Принципы человеческого восприятия известны, посему универсальные визуальные коды достаточно хорошо формализованы. Экран с его чёткими границами, контрастностью, цветностью и временным измерением - идеальное место приложения этого не-языка.

В общем, хорошо бы знать, что именно нам сказали-то :).

Вот кратко - кое-что из нашей бессловесной азбуки. Сейчас вам покажется, что всё это - детсадовские правды, до смешного очевидные вещи, но - см. выше. Воспринимаются они без участия второй сигнальной системы - и часто этим у неё выигрывают. Вслепую.

1. Линия времени. Для подавляющего большинства людей время движется линейно, от левого края поля зрения к правому. Кроме того, любое движение слева направо автоматически считывается как положительный/продуктивный процесс. Обратное движение имеет, соответственно, противоположные коннотации. Почему? Потому что - упростим - надежда на happy end лучшее безусловно необходима для выживания нас любимых как биологического вида.



Прекрасно, блин.




2. Вертикаль. Воздух/земля. Чем ближе визуальная единица к земле, тем она устойчивее и стабильнее. То, что в воздухе, так и норовит улететь или упасть.



Шерлоков прыжок с крыши - его коагуляция из чистого эфира, первая настоящая привязка к "земной" реальности и людям в ней.


3. Совсем уж очевидное... Противоречие/согласие, оно же врозь/вместе. "Вместе" - это когда мы в одном месте. Физически ли, душой ли. (Опять же Райхенбах: Джон стоит внизу, и движение Шерлока - не только от воздуха к земле, к устойчивому состоянию из прежнего волатильного, но и от "врозь" к "вместе".)




4. Золотое сечение. Тут можно говорить (и спорить) долго, но похоже, что если что-то делить, то приятнее и правильнее делить так, чтобы целое относилось к большей части ровно так же, как большая часть - к меньшей. "Плотность" зрительского внимания тяготеет именно к месту такого раздела - причём не только в пространстве, но и во времени. Соответственно, к этой волшебной точке следует привязывать самое главное. В практической части ниже - о том, что в этом месте случается в S4E2.





Завитушки такие, да.


5. Тёмное - светлое. Тёмное - "больше не" (в чёрном тонут все остальные цвета - нет места, оно полностью занято), пассивное состояние (сон/летаргия), опасность, печаль, всякая смерть, земля. Белое - наоборот. Свет и чистое небо.




6. Резкое - смазанное. Определённость, ясность, настоящее против вневременного, мутного, неопределяемого, искажённого, труднодоступного.



Все эти воспоминания о прошлом и жуткие отражения-двойники (из которых S4E1 состоит чуть менее, чем наполовину). Джон до появления Шерлока в S4E2 - мутные обрывки лица.

* * *

Практика (ура!)


У меня сердце ухнуло куда-то вниз, когда выяснилось (ещё раз спасибо medeafate из diary.ru за тщательные замеры + кучу теоретической информации), куда пришлась фокусная точка. Момент даже без линеечки совершенно! чётко видится центральным - и, судя по реакции зрителей, самым противоречивым в эпизоде.

Дано:

Якорная цепь Шерлоковой клятвы оборвалась, как нитка. Самому Шерлоку осталось две-три недели. Мэри у Джона больше нет. У Шерлока больше нет ни доктора, ни дома. Вот так:



Джону надо как-то закрывать внутренний разрыв между "нельзя" и "необходимо". Нельзя - тихо простить смерть Мэри. Тем более - единственно возможному человеку. Как оперировать грязным инструментом - нельзя: последствия. А простить - совершенно необходимо, потому что иначе всё. Пальцы разожмутся, и... конец, колодец, темь кромешная, плавали-знаем, трижды, б., плавали.

...ну хорошо, на мотив тут хватит. В чём же значимость момента-то?



we're losing you, Sherlock

И вот смотрите, что происходит в нашей фокусной точке. Шерлок - невменяемое торнадо. Его вращает и несёт. Это опасно - для него самого в первую очередь.







Джон наблюдает. Джон в секундной готовности, когда Шерлок хватает скальпель. В полусекундной, когда у Шерлока начинают трястись руки. ...и наконец -



Это пока - не избиение. Это спасательная миссия. Выбить из рук скальпель. Отбросить от источника опасности к дальней стене.

Движение - через весь экран слева направо, из прошлого в будущее, положительное. Половину пути Джон проходит один, вторую тащит Шерлока за собой.

STOP IT! STOP IT NOW!

WHAT ARE YOU DOING?

WAKE UP!


Вращение прекращается. Калвертон как непосредственный источник опасности - далеко позади/слева.



Спасательная. Миссия. С большой долей вероятности - критическая для выживания Шерлока.

we're losing you

...и всё. Через край. За Мэри. За клятву. За наркотики. За то, что едва не потерял. Эмоциональная рвота фонтаном. Не остановить.

Бьёт - остервенело, отчаянно, больно, больно, больно.

Шерлок перемещается в горизонталь/нижнюю треть экрана. В состояние присутствия. На землю. В безопасность. Там больно, кровища, но и - смотрите - свет.

Без картинок, тяжело: после каждого удара Шерлок поднимает лицо вверх, полностью открываясь. Ещё. И ещё.



Здесь нет крыши, нет снайперов, нет плана спасения у Шерлока. Но визуальная схема у морга и Райхенбаха - одна: движение от "врозь" к "вместе". Движение из воздуха к земле.

...но бьют же! ногами!



Распахнут настежь. Глаза полны слёз благодарности/облегчения.



Движение было не от, а к.

Тогда у Шерлока был один путь к Джону - с крыши.

Теперь у Джона к Шерлоку - тоже один. Причинить физическую боль.

Я с тобой.

Да, ногами. Да, душевный калека.

И всё равно -

Я с тобой.

* * *

За минуту до объятия - невероятно тихое и красивое происходит. Длинная-длинная визуальная перекличка между Джоном, Шерлоком и Мэри. Мэри всегда отделена от Джона - где бы он ни был, её там нет, он справа - она слева, и наоборот. Недостижимость/непоправимость. Шерлок то тут, то там на экране - в основном пререкается с Джоном, иногда соглашаясь (кстати, когда Джон признаётся Мэри в измене, Шерлок - в офигении, и они с Джоном - в противоположных углах).

Мэри - та часть Джона, которая Мэри - обходит их, очерчивает (охранительный?) круг. Вместе.

Чем ближе разговор к завершению, тем чаще Джон оказывается у самого левого края, буквально соскальзывая в чёрную тень. И когда ему становится совсем уж нестерпимо больно, когда подступают слёзы, Шерлок замолкает и перемещается (в кадре, физически оставаясь в кресле) туда же - далеко-далеко влево.

я с тобой

И ещё раз. И ещё. С Шерлоком - свет. Окно.





Движение навстречу друг другу они начинают из одной точки - справа. Оттуда, где надежда и будущее. Там наконец начинает плакать Джон, и там же поднимается с кресла Шерлок. В физическом пространстве комнаты они ещё разделены, по позиции в кадре - вместе.

С Шерлоком в кадре - не только свет, но и тепло.





Шерлок делает три шага - от светлого своего окна в темный угол экрана, к Джону, в "отрицательную" сторону. И остаётся с ним там. Как остался бы где угодно.

Джон скрыт тенью практически полностью, и у Шерлока руки по локоть в этой тьме. Но завитушка на лбу и утешающая рука - освещены. Он этот свет принёс с собой.

И тепло тоже.




Эти два момента - избиение и объятия - вдох и выдох.

Я с тобой - я с тобой.

* * *

Love is a doing word (c).


@музыка: Thom Yorke - Analyse

URL
Комментарии
2017-01-15 в 17:28 

klavir
Spoilers ahead for season 4
О, ты сформулировала! И как же классно. Я унесла к себе, потому что хочу, чтоб это было у меня :)

2017-01-15 в 23:42 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Спасибо, тронут :kiss:.

Мне действительно необходимо было эту мозголюбовь разломать и посмотреть, что внутри.

Повесила в сообществе - хорошо, если не убьют :).

URL
2017-01-16 в 00:08 

gluksi25
— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь – это серьёзно? — О да, жизнь – это серьёзно! Но не очень…
Очень правильно и логично, и вроде не так страшно как сразу после просмотра.Сцена с обьятиями в конце, было странно видеть что Шерлок- отдающая сторона,а Джон- принимающая к.т. шиворот-навыворот. "Новый" Шерлок и "новый" Джон. И я не совсем уверена , что они мне такими нравятся.
Сейчас буду смотреть третью серию. Все уже отсмотрели а я проворонила.

2017-01-16 в 00:29 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Шерлок- отдающая сторона,а Джон- принимающая к.т. шиворот-навыворот

!

Вот тут тоже ловушка же. Начиная с S2E3, если не раньше, так было ВСЕГДА. Начиналось - не так, верно. Но перевернулось с ног на голову довольно быстро. И дальше - отдача, отдача, бесконечная, совершенно безрассудная отдача от Шерлока к Джону.

На самом деле, Шерлок становится "донором" немедленно после знакомства с Джоном - тем, что на месте проницает насквозь его больные места и потребности и тут же предлагает "переливание" - остаться с ним. Какое-то время баланс колеблется туда-сюда, а начиная с Райхенбаха - см. выше.

Я, честное слово, на моменте объятия просто разревелась - настолько он был логичен для моей версии Шерлока и так отомстил за всю накопившуюся недосказанность. Он всегда таким был. Просто вот до простого человеческого выражения никак не доходило...

Последнюю я тоже не посмотрела ещё, у нас вечером, а времени - едва три. Мрачно наблюдаю, как растут размеры поста по финалу в сообществе :).

URL
2017-01-16 в 01:43 

klavir
Spoilers ahead for season 4
Alientali, я не член сообщества, оно закрыто, надеюсь, что твой пост там встретили адекватно.

И снова я согласна. Действительно, Джон отдавал себя, но и брал от Шерлока немало, Шерлок ему вкус к жизни вернул и ощущение нужносьи, а потом, как всегда в супружеской паре бывает, Джону стало нужно больше)))

2017-01-16 в 11:11 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
коагуляция из чистого эфира, первая настоящая привязка к "земной" реальности

и движение Шерлока - не только от воздуха к земле

завершается контакт перемещением Шерлока в горизонталь/нижнюю треть экрана. В состояние устойчивости. Материализации. Настоящести. Там больно, но и - смотрите - свет.

От "врозь" к "вместе", из воздуха - к земле?





"I'm on the ground." - Sherlock, S4E3.

URL
2017-01-16 в 11:23 

klavir
Spoilers ahead for season 4
Ха, ты верно угадала движение))) "Я не угадываю, я вижу" (с)))) S1E1))

2017-01-16 в 12:32 

gluksi25
— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь – это серьёзно? — О да, жизнь – это серьёзно! Но не очень…
Какое то время они поддерживали равновесие: даю-беру. Со временем Шерлок предлогал все больше. Он сосредоточен на Джоне. Фактически все его поступки, все внимание после возвращения вертятся вокруг доктора. Джон пытается получить все одновре менно. Семью, ребенка, жену, друга и две жизни, одну с Шерлоком и еще одну обычную, скучную, как у всех. Причем не в каком то соотношении а всего по 100%.
Это похоже как будто держишь в руках много свертков и один выскальзывает ты пытаешься его подхватить и все что в руках начинает рассыпаться. Схватив один ты обязательно уронишь другой.
Отсюда и злость.
Момент в ресторане когда Шерлок уже вернулся а кольцо для Мэри все еще в коробочке вот в этот момент ему надо было повернуть в другую сторону, но обида и злость помешали сделать единственно правильный выбор. Останься Мери жива он бы в конечном итоге растерзал себя и всех кто его любит, оказавшись в этой ловушке.
Теоритически он хотел эту нормальную жизнь, но хотеть чего то и получить это две большие разницы.
"Не проси у бога, а то он может расщедриться..."
Ой что то меня куда то занесло в сторону. Слишком много эмоций.

2017-01-16 в 13:15 

klavir
Spoilers ahead for season 4
gluksi25, похоже на то. Бойтесь своих желаний, они могут исполниться. Джон не может понять, что его идеальная пара это Шерлок, потому что у Джона стереотипы: он не гей, а значит надо искать жену и быть как все)))

2017-01-16 в 13:52 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
gluksi25,

Про свёртки понравилось, и вот это -

Останься Мери жива он бы в конечном итоге растерзал себя и всех кто его любит, оказавшись в этой ловушке.

ДА. ДА.


Семью, ребенка, жену, друга и две жизни, одну с Шерлоком и еще одну обычную, скучную, как у всех.

Тут у меня болевая точка, сопли и слёзы. Когда Шерлок умирает - умирает, для Джона, по-настоящему - в Райхенбахе, кого теряет Джон?

Лучшего друга.

Любимого человека.

Ребёнка.


В ОДНОМ ЛИЦЕ. Шерлок был всем. Всеми тремя.

И когда он возвращается, все три места заняты - первые два Мэри, третье - потенциальным ребёнком, который, собственно, не замедлил материализоваться. А Шерлок, совершенно теперь неприкаянный и, в общем-то, ненужный, - остаётся рядом. Ну да, закатывает Джону одну (!) безобразную, хоть и понятную, истерику, а в остальном ведёт себя совершенно безупречно. Учитывая, кто такой Шерлок - один бог знает, чего ему это стоило. Это к вопросу об отдаче...

URL
2017-01-16 в 13:55 

klavir
Spoilers ahead for season 4
Тут у меня болевая точка, сопли и слёзы. Когда Шерлок умирает - умирает, для Джона, по-настоящему - в Райхенбахе, кого теряет Джон?

Лучшего друга.

Любимого человека.

Ребёнка.

В ОДНОМ ЛИЦЕ. Шерлок был всем. Всеми тремя.

И когда он возвращается, все три места заняты - первые два Мэри, третье - потенциальным ребёнком, который, собственно, не замедлил материализоваться. А Шерлок, совершенно теперь неприкаянный, остаётся рядом. Ну да, закатывает Джону одну (!) безобразную, хоть и понятную, истерику, а в остальном ведёт себя совершенно безупречно. Учитывая, кто такой Шерлок - один бог знает, чего ему это стоило. Это к вопросу об отдаче...


так и есть.

2017-01-16 в 17:29 

gluksi25
— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь – это серьёзно? — О да, жизнь – это серьёзно! Но не очень…
Наверное так и бывает с эмоционально закрытыми людьми когда раскрываются это как фонтан. Как ребенок которому наконец то разрешили.
Джон опустошен. Но тут я не до конца поняла, то ли он действительно отпустил Шерлока, чтобы двигаться дальше или все таки заполняет пустоту сурогатом. В 3 сезоне была такая странная фраза сказанная Мэри, не дословно "я все равно на тебе женюсь" как то так. Будто уговаривает себя или делает назло.
"Сделаю маме хуже отрежу себе ухо
"

2017-01-16 в 22:53 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Но тут я не до конца поняла, то ли он действительно отпустил Шерлока, чтобы двигаться дальше или все таки заполняет пустоту сурогатом.

И то, и другое. Вот такая трагическая, на самом деле, фигня: если не отпустишь - всё, разрушение и так уже тяжело травмированной личности. А отпустишь и найдёшь новое - можно будет дышать, да. Как-то. Не в замену, она невозможна, а во спасение. Джон прагматик. Выбирает второе.

Мэри видела прекрасно, что происходит. Она вообще много чего видела и много знала про Джона.

URL
2017-01-17 в 12:08 

gluksi25
— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь – это серьёзно? — О да, жизнь – это серьёзно! Но не очень…
У Мэри желание как и у Джона построить нормальную жизнь. Но прошлое не отпустило ни одного, ни другого. И они тоже его не отпустили. Особенно Мэри. Ее рядом с Шерлоком было на порядок больше чем Джона. И ей нравится она в своей стихии. Может не стоили так торопиться с ребенком надо было сначала разобраться в себе. Ей конечно хочется "спасти Джона" но еще больше нравится сам процесс. Уехать чтобы защитить не вариант тогда надо было скорее увезти их чтобы защитить.

2017-01-17 в 20:57 

Alientali, я на всякий случай сюда перешла -я редко пишу и в дневнике мне проще) Поблагодарить посчитала необходимым в СОО. Скажите, а Вы третью серию не планируете так же разобрать?
И если смотреть с точки зрения джонлока, то не мог бы этот блок быть из того же ряда что и "я не гей"?

2017-01-17 в 21:28 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Аранта,

Спасибо! Я рада, что было интересно.

то не мог бы этот блок быть из того же ряда что и "я не гей"?

Мог бы, конечно. Джон был очарован Шерлоком немедленно и насмерть (разумеется, не в романтическом смысле), и так - физическим отстранением - решил проблему внутреннего конфликта. По-военному решил :). ...думал, что решил. Ибо пробелы порой содержат больше информации, чем текст.

URL
2017-01-17 в 22:25 

Очень интересно было и, главное, аргументировано. Ну и позитивно, насколько позитивно можно такую ситуацию рассматривать. А то в обсуждения зайдешь-такой мрак(
Ну если не в романтическом, тогда зачем блок на физический контакт? Но тут уже область догадок.
Еще раз спасибо!
P.S. Можно я на Ваш дневник подпишусь? Только у меня дневника нет-я пару раз столкнулась, что такое не все принимают.

2017-01-17 в 22:53 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Аранта,

Конечно, подписывайтесь. У меня дневник открытый, можно и без спроса :).

А на "всех" оглядываться не стоит. Все не могут принимать всё.


Ну если не в романтическом, тогда зачем блок на физический контакт?

Потому что одна из форм выражения любви - именно романтическая влюблённость, а физический контакт либо стремление к таковому - неотъемлемая часть состояния влюблённости. Люди не всегда (ок, практически никогда не) различают, где одно, где другое, а где третье. Джона накрыло, но чем - он не определяет и инстинктивно открещивается от варианта влюблённости и от намертво связанного с ней телесного контакта, решительно вычёркивая даже самый отдалённый намёк на eros из уравнения. Хотя необходимости в этом, строго говоря, нет.

URL
2017-01-17 в 23:15 

Спасибо))

2017-01-19 в 11:24 

Alientali
There wasn't anything physical going on, was there?
Текст переписан в части сцены №1.

URL
     

Газетный ангел и детсадовская правда.

главная